Как-то пришла мне в голову мысль. Ничего удивительного в этом не было, так происходит часто. Мысль пришла, обжилась, обдумалась, ей понравилось и она решила остаться. И однажды ей захотелось наружу...
Ад не там, куда его запихиваютТак вот, во многих религиях есть такое понятие, как ад. Это некое место в загробном мире, антагонист рая. И предназначен ад для мучений тех, кто "плохо себя вели" в жизни. Логично для религиозной картины мира, у ада даже существуют описания. ИМХО, подобное мировоззрение ущербно, но это моё личное мнение. Возможно, для людей того времени ад и был чем-то пугающим, но к настоящему времени он вряд ли кого-то устрашит. Тем более, что его не может быть.
Попробую объяснить. С раем всё понятно, это место, где после "хорошей жизни" "правильные" люди отдыхают. В зависимости от религии тип отдыха и окружение, вид "курорта" могут варьировать, но суть у всех одна. В принципе, наличие рая - это и сейчас стимул, когда после напряжной жизни тебя ждёт отдых после смерти. И теософы (и прочие псевдоучёные) наивно предполагают, что у рая должен быть антагонист, как ещё один стимул, стимул быть "правильным". Посмотрим на их ад с точки зрения бомжа. Он грешен, он спёр буханку хлеба, чтобы не помереть с голода. Зимой он мёрзнет в подворотнях, летом жарится на солнце, собирая бутылки. У него больная печень, убитые лёгкие, никакой желудок, простатит, хер, извиняюсь, не стоит. Ему плохо каждый день, каждую минуту, ему постоянно больно, притом больно физически. А если этот бомж ещё и интиллигент, то и морально больно. И его должен пугать тёплый (особенно зимой это греет) ад, где его будут жарить черти и тыкать вилами. Да ему пофигу на чертей, на "купание" в кипящей смоле, на вилы - ему хорошо, он больше не мёрзнет, у него больше не болит печень/ лёгкие/ желудок/ простата. А боль от незаживающих ожогов и колющие раны от вил - так ли это страшно? Да, к боли привыкания нет, она всегда проявляется с одинаковой силой. Но от неё можно абстрагироваться, проверял на личном опыте. Перманентная боль со временем перестаёт как-то замечаться, она просто есть. И всё. Вот не перманентная, а периодическая резкая боль - вот это да, это неприятно. Но ад - это именно первый случай, боль перманентная и сильная. И вроде человек там должен долго мучиться. Но реально он через неделю будет стебаться над чертями, уговаривая их подбросить дровишек под котёл, через две недели его может задолбать и это, а потом он сам пойдёт себе искать веселья и никакие черти его не удержат. То есть в общем-то ад не страшен, даже в чём-то привлекает после земной жизни.
Помимо собственно ада есть такое выражение - "Ад на земле". Это когда всё плохо, хоть вешайся. Но кто мне скажет, когда было всё хорошо? Всегда что-то, какие-то части реальности не такие, как нам хочется. Иногда их больше, иногда меньше. Вот когда больше - это, типа, ад на земле, а когда меньше - уже нет? Я, конечно, понимаю, что ад - это такое пугало для верующих, дабы они не грешили, но тут у западных религий есть большой косяк. Нет ада в загробном мире, нет и не может быть. Ад, единственный и неповторимый - это наша жизнь, "догробное" существование. А смерть сама по себе - это награда. Что бы ни придумали там, за границей жизни, это не страшит того, кто прожил жизнь. На сказку она может быть похожа у единиц (из шести миллиардов), и то, только в отдельные периоды жизни. Поэтому все самые сильные пытки, самые сильные страдания человек переживает именно живя. И самое страшное наказание после жизни, за гранью смерти - это возвращение в мир живых. Буддизм в этом плане оказался более прозорливым. Несмотря на возраст, в нём изначально присутствовала высшая награда - не рай, а нирвана. Самые "правильные" люди выходили из круга перевоплощений, круга реинкарнации и получали высшую награду - небытие, нирвану. Впрочем, в буддизме и ада нет. Потому что единственный возможный ад - это существование, бытие, жизнь.
И представления об аде у меня весьма однозначные и совсем не пошлые. А то, о чём говорил я - это описания, данные в христианстве и прочих западных (и некоторых восточных) религиях, моих представлений там нет.
А если ответить на фразу Достоевского: как бы я хотел не иметь возможности любить. Невозможность любить - это не ад, это рай. Вот возможность любить вообще и любовь без взаимности в частности - вот это ад.